Регистрация Вход
Город
Город
Город

Алтай: Чуйский тракт до Чуйской степи - в первый раз и на авто. Часть 2.

 

Итак, краткое содержание предыдущей серии.

 

Посетили Чемальскую долину, Чемал, Манжерок, оз. Ая, нескучно провели три дня, забыли потихоньку о городской жизни, и выдвинулись дальше: обратно по Чемальскому тракту до Усть-Семы, где вернулись на Чуйский тракт. Здесь тракт уходит от Катуни, проходит через крупные нас. пункты Шебалино и Онгудай. Из интересностей здесь ботанический сад в с. Камлак и зубровник, поворот на который легче всего увидеть на обратном пути – между с. Черга и с. Камлак ищите указатель слева. Мы не посещали, не было времени. На этом участке тракт также карабкается через два перевала. До высоты 1700 с чем-то метров -- через Семинский перевал. Сам перевал невзрачный, не отличается завораживающими видами, обрывами и каменными стенами, но машина не дает себя обмануть – подъем и высота весьма хорошо ощущаются. Другой перевал – Чике-Таман, хоть и на 400 м ниже, заставляет пассажира нервно следить за взглядом водителя, а взгляд водителя - постоянно отвлекаться от дороги: мест для остановки мало, а посмотреть по сторонам хочется. Современная дорога – довольно свежая. Подъем и спуск короткие и крутые. Раньше тракт проходил перевал немного по-другому. По старому тракту можно и сейчас на машинке посерьезнее проехать, говорят, интересно. Там больше поворотов.

 

Трек 1. Как-то так выглядит дорога через перевал.




Добрый совет: если перед подъемом далеко впереди вы видите грузовик, лучше отдохните где-нибудь: дайте ему уйти вперед, иначе вы его неминуемо догоните, и тащиться вам за ним на первой передаче со скоростью 20 км/ч – конечно, если вы ответственный водитель и не будете на подъеме устраивать обгон через сплошную, подставляя встречного водителя. Честно скажу, один раз я и сам это сделал, но лишь потому, что помехой был небольшой трактор. Место для остановки с красивыми видами находится чуть раньше самого верха, в верхней точке находятся сувенирные лавки, еще интересное место (особенно для любителей фоток «я на фоне NNN») есть метрах в 150 от площадки вперед по движению. Там то ли нельзя останавливаться, то ли место есть только для пары машин, поэтому лучше пройти туда пешком. Там же валяется ржавый остов машины. Перевал – 659 км Чуйского тракта.

 

3. Не забудьте взять с собой на фотосессию ковер.




В районе впадения Б.Ильгуменя в Катунь тракт возвращается в долину Катуни. Здесь все еще довольно часто встречаются разные базы отдыха и места стоянок. Фото одной из них я уже приводил. Кстати, очень хвалят. Есть и еще:

 

4. Как-то так.



5. Река Б. Ильгумень. Представляете, каков поток весной? Пока мы отдыхали здесь на камнях, из-под земли появился пьяной алтаец на коне. Предлагал покататься (естессно, за деньги или водку), грозился украсть нашу блондинку. Посоветовали ему отдохнуть.



Последний крупный пункт на Катуни по нашему маршруту - село Иня - располагается в интересной долине, в которой неплохо растут яблоки и сливы. Кроме климата, село известно оригинальным памятником Ильичу: маленьким, повернутым спиной к дороге и с непонятной кучей сзади.

 

6. Знаменитость.



На 711 км тракта мы оказываемся в месте слияния Чуи и Катуни. В обсуждении первой части зашла речь о террасах. Приведу еще несколько фото оттуда.

 

7. Слияние Чуи и Катуни. При должном старании на фото можно разглядеть воду двух цветов (Чуя впадает слева).



8.



9. А это все то же место около базы.



День 5. Хау мач из зе фиш!


10. Красные ворота. Река Чибитка. Под мостом в воде была найдена конская голова 1 шт. И мы эту воду пьем? - подумали мы.



На следующий день поехали к озеру Узункёль: с тракта свернуть в пос. Акташ и двигаться на север. В поселке поверили навигатору и тут же заблудились. Проще ехать по интуиции, надежнее. В тупике спросили дорогу у мужика, поболтали, оказалось, он учился в Томске. Дорога пролегает через Красные ворота - узкий проход в горах, проделанный не иначе как взрывным методом. Меня там интересовали проявления киновари (руды ртути), но кроме известняков красного цвета, как считается, из-за небольшой примеси этой самой киновари, ничего найти не удалось, впрочем, это было ясно еще до поездки в ходе сбора информации. Надо сказать, что ртуть в этих местах действительно в больших количествах имеется, а пос. Акташ по сути был рабочим поселком при действовавшем крупном руднике. Сам рудник, ныне отработанный, находится чуть в другой стороне (сразу после поселка с дороги надо уехать вправо), и доехать до него на своей машине я не смог бы - очень крутая грунтовка в гору, тащить же всю компанию туда пешком посчитал неуместным. К тому же, рассчитывать на особенные находки там тоже не стоит: надо было лет 30 назад приходить. А так разве что только индустриальный абандон посмотреть.

 

По дороге также встречается «мертвое озеро» Чейбек-кель. В сети бродят вариации легенды о том, что озеро это безрыбно из-за ртути. Более внимательное изучение вопроса показало, что скорее всего - это неправда. Через озеро протекает р. Чибитка, о каких-то ужасных концентрациях ртути в ней не упоминается. К тому же киноварь - довольно-таки устойчивый минерал. Но чтобы не испугать мнительных, надо добавить, что дальше этого озера уже совсем другие горные породы, т.е. никаких известняков с киноварью там уже нет.

 

11. Озеро Узункёль и окрестности. Высота 2000 м. Прохладно. Ветрено. Вода градусов 10.  Вдали виден Северо-Чуйский хребет – километрах в 25.



Дорога к Узункёлю плавно поднимается в гору. Асфальт есть участками, но в целом вполне нормально – избегайте острых камней и будет вам радость. После озера подъем продолжается. Есть участок лесной дороги. Около озера есть две турбазы. Далее к Улагану знающие местные не рекомендуют двигаться маленькой компанией: местные из этого района чаще всего замечены в агрессивном поведении (ну типа пьяными кататься и стрелять по сторонам, докапываться до туристов). Естественно, это не ежедневно происходит, но систематически. Поскольку маршрут наш не предполагал этого направления, просто так лишний раз туда ехать мы тоже не стали. Тем более, если из пятерых трое – девушки, а из оружия только рогатка. Хотя вообще в том направлении есть крайне интересное место — перевал Кату-Ярык (хотя это даже и не перевал, а спуск по очень крутому склону). Про него была пара постов и у нас на Городе. Дальше можно добраться до южной оконечности Телецкого озера.

 

В 2010 году в Хакасии мы с большим удовольствием запекли в костре и съели форель, которую только что сами и выловили на форелевом хозяйстве в Солгоне. Хотелось повторить эксперимент, уточнить кое-что в рецепте, но удача на этот раз от нас ускользала. Информации о местах организованной рыбалки у нас не было, но по пути попался какой-то указатель, по нему и двинулись. Дорога грунтовая. Много камней, торчащих из земли. Ну их-то точно ледник оставил? Некоторые камушки метра по три высотой – лежат себе эрратично в чистом поле, один оказался полезным для радиосвязи.

 

12. Камни заменяли древним алтайцам радиомачты. Пытаюсь сообщить друзьям, что проехать можно, и что база есть.




Проехать можно, но надо осторожно. Я слегка подмял порог. Друзья тоже что-то зацепили. Сколько раз днищем скребли по камням – не считали. На Ниве или кроссовере в этих местах повеселее. Нашли базу. Хозяин предложил лодку и спиннинги. Конечно, не без

В лодку помещались трое, самых желающих и отправили. Однако рыбки на ужин не получилось! Ценить надо удачу!

 

Кормильцы наши... рыбачат...

13.



Трек 2. С севера на юг идет дорога с озера Узункель, ответвление на запад и есть грунтовка до места рыбалки.




Вернулись. Реальность продолжала преподносить сюрпризы: оказывается, вечером на базу должны заехать байкеры в каких-то немеряных количествах (40 штук кажется), для которых запланирован концерт горлового пения. Байкеры были с Москвы и то ли Калининграда, то ли Питера, для них была организована целая культурная программа по маршруту. «Им можно позавидовать, а нам – посочувствовать», - подумали мы, представив толпу байкеров, и отправились навстречу сумеркам к ближайшим холмам. Я лишь тешил себя тайным знанием, что русские байкеры – это не те байкеры, которые байкеры, а скорее офисные труженики, банкиры, инженеры и архитекторы, у которых есть лишние деньги, и которым нравится одеваться во все такое черное и кожаное, кричать в качестве тоста «сиськи!» и в целом вести себя довольно прилично. Так и вышло (с). (Ну разве что столичные жители не знали, что мусорить на природе нехорошо – но учтя соотношение живой массы, я это наблюдение оставил внутри своей целой головы)

 

15. Мост через Чую.



16. С пригорка (фото пришлось HDR-ить, сумерки не позволяли нормально снять одним кадром, поэтому неестественные цвета).



Придя с прогулки, мы обнаружили сюрприз: беспощадно близко к нашим палаткам бой- и гёрл-скауты поставили свои. Ну вот прям в полуметре. В чем был смысл этой выходки, так и осталось загадкой: места на базе вполне хватало. Мы решили, что ребята выросли в японском мегаполисе и привыкли к тесноте. Намеков соседушки не поняли, ругаться не хотелось, решили потерпеть и попрыгать через оттяжки. Тем более, что утром их должны были унести лошади куда-то дальше. Были и еще странные визиты. Некие тетеньки, с которыми были еще столь же некие иностранные гости, решили, что им больше всего для котла подходит костровище, расположенное непосредственно около нас и дальше всего от них – остальные пять им, видимо, по фэншую не подходили. Пришлось рассказать им свое видение фэншуя и помогать установить рога для котла в другом месте.

 

17. Железноконная пехота.



С наступлением темноты все освещенные места подверглись атаке ложного шелкопряда (название тварей мы узнали там же). Если бы зверь просто летал вокруг светильников, это было бы даже забавно, но он норовил обсидеть всю светлую одежду, отложить на нее яйца, а потом еще и закидать собственными трупами рельеф...  Когда мы встретили такого общительного жирного белого мехового мотылька под Чемалом, мы ему очень радовались - минут 15 за ним наблюдали. Мы не знали, что он ищет жертву.

 

18. В виде сотен трупов этот биологический вид не столь приятен.



Концерт горлового пения на поверку оказался занятным действом – и как бы мы на него еще попали, если не случайно. Самого пения лично мне хватило на оставшуюся жизнь, но было интересно. Байкеров же утомила дальняя дорога, и потусив немного, наездники начали разбредаться спать.

 

19. Где еще увидишь толпу байкеров, обступившую алтайцев и мирно слушающих?




Устроившись у костра на берегу и должным образом утеплившись, мы погрузились в карточные игры. К нам прибились два пьяных алтайца. За каким хреном, и как от них мирно отвязаться, мы не знали, да и к тому же ребята – по крайней мере один, который лучше говорил по-русски – оказались неглупы, и беседа была местами небезынтересна. Предлагали выпить с ними и угощали сыром (внешний вид сыра, извлеченного из грязного кармана, аппетиту не способствовал...

Кстати, что удивительно, повсюду - овцы, но нигде не встретился нам овечий сыр. Похоже, его вовсе не делают тут. А это такое лакомство! Вырасту большой, построю себе на алтае овечью ферму, буду сыр делать.

 

20. В мыслях о том, что от цивилизации оторваться можно только где-то далеко в горах...



Здесь я вынужден опять прерваться, времени после работы не так много остается на подготовку постов, и есть риск бросить на половине, если не публиковать частями ;)

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

автотуризм Алтай горы

 

Комментарии:

Mechanic

Прошу конструктивную критику. Не слишком ли длинно?

Ответить

Irisha

Мне лично нет, я люблю не только картинки, но и текст почитать :). Вы хорошо пишете, и за виды спасибо. А на Акташском руднике ееесть на что посмотреть, поверьте :). Но я б на пузотерке туда тоже не рискнула, нас туда забрасывали на УАЗе-таблетке, хотя, по дороге назад навстречу попалась местная волжанка, у нас всех были очень большие глаза, а водитель сказал "ну, да, тут народ рисковый". Да я выкладывала здесь пост про ту прогулку, там шикарные виды.

Ответить

Mechanic

На Волжанке я бы и сам, пожалуй, сунулся: у заднеприводного автомобиля есть малозаметное в обычной жизни преимущество перед переднеприводным, которое полностью раскрывается на крутых подъемах. У переднеприводной на круче передние колеса разгружаются и она тупо не берет подъем.

Ответить

Irisha

В этом смысле да, но там такие жуткие неровности, что... не знаю, или это надо уже каждый торчащий камень знать наизусть, чтобы так вот разъезжать :).

Ответить

Mechanic

Я наконец прочел ваш пост! Как-то он мимо меня прошел в августе-сентябре. Жаль, можно было некоторые вещи не писать, ссылаясь на вас, а добавить что-то другое. А то повторений аж несколько набралось. А с рудников фоточками поделитесь?

Ответить

Irisha

Если вторую часть читали, то все фото с последнего дня это в районе рудников, т.е. мы заезжали немного в объезд, чтобы хорошо разглядеть Северо-Чуйский хребет, а возвращались прямо через рудник, он там есть на одном фото вдалеке, и терриконы. Когда проезжали через шлагбаум, я было высунулась с объективом из машины, но алтайка, которая нас пропускала, крикнула, что фотать тут нельзя. Я закрыла окно, и все тут же ринулись фотать через стекло :)), хотя, чего там секретного сейчас-то, я не знаю. Ну, вот эти фото в пост вроде не попали - http://hdd.tomsk.ru/desk/ujhbqeof

Ответить

Mechanic

Фотки по ссылке - то, что надо, спасибо!
Секретный рудник, итить ) У нашего народа запрет на фотографию впечатан в сознание. Боремся с идиотизмом в меру сил. В том случае я бы не стал слушать ее вовсе, хотя конечно, по ситуации - создавать гимор гиду тоже не хочется.
p.s. Читал как один товарищ по урановым рудникам в Пятигорске рассекал (внутрь по штольням) - вот это что-то...

Ответить

Arina_

Отличные посты про Горный Алтай... Тоже ездила осенью в Манжерок. Хороший рассказ мне понравилось)

Ответить

Мне деревянные мосты понравились надо было их с разных сторон сфотать.

Ответить

Mechanic

для третьей части подыщу фоточку ) но наверное только одну )

Ответить

спасибо! читал с удовольствием. собираю всю инфу про алтай т.к. след летом планирую там побывать.

Ответить

Не не не - трупы мёртвых коров, лошадиные головы в реках и ручьях, скотские водопои и пастбища по берегам, толпы недоумков, навязчивые аборигены - такой отдых нам не нужен. Есть масса менее цивилизованных и более приятных мест.

Ответить

Mechanic

Я называю это "количество полотенец на один доллар". Да, на Алтае с этим проблемы. Может и хорошо? Туда не за комфортом едут, и для меня лично это не называется отдых. Громкое слово "экспедиция" тоже не подходит, но пусть будет "познавательная поездка". За комфортом в Турцию слетать можно.
Однако не могу не признать, что определенные минусы есть, например, аборигены распоясавшиеся... а недоумки - ну так они среди нас... те же жители Томска, Новосибирска и проч.
Что касается пастбищ, лошадиных голов и прочего - это все жизнь, что вас в этом так смущает?

Ответить

Mechanic !
Любопытно выяснить. То горловое пение не от ансамбля "Алтай кай" проистекало? На Алтае давным давно были такие певчие сказители - каи. Трое суток могли петь, при том про ошибиться и "дремануть" так вообще говорить нечЕ! Есть такая книжица со сказаниями "Алтай Бучай" Улагашева называется.
Потерялся где-то "Алтай кай". Он как то по заграницам всё больше одно время "насвистывал" (а как ещё назвать пение сродни птицам.., ну или - ящурам, ток-ка тоном пониже.
На мой взгляд то щебетание - потрясающе изумительное. ))

Ответить

В подтверждение выложил:
http://disk.tom.ru/wes4x8r
Залезайте на какую-нибудь гору на Алтае(Катя подскажет на какую).. или на г.Кулайку в конце-концов, под которой раскопали 1,5 тыс. артефактов, ну а нет - так хотя бы на Воскресенскую гору. ..ноги калачиком и - наслаждайтесь музыкой.
)) Правда это не совсем "Алтай-кай", не совсем Алтай, не совсем горловое пение, ну уж и - совсем не МР-3(потому немного великоват файл, не стал переформатировать- простите меня за это любезно)

Ответить

Mechanic

Пишу по прошествии 3 месяцев, за которые много чего произошло, так что, к стыду своему, не вспомню сейчас. А с ведением заметок с середины маршрута немного не задалось, слишком много забот повесил на себя - и планирование маршрута, и жилье, и езда, и за электроникой следить, и фото... фото и так пострадали - не все снял в нужном количестве и ракурсах... с делегированием обязанностей у меня явные проблемы, да и желающих не было )

Ответить

Mechanic

половину вещей вспоминаю, смотря на фото и треки ;)

Ответить

G0dlike

и в этом посте про пьяных алтайцев упомянули)
да у вас прям любовь морковь к ним ;))

Ответить

Mechanic

по-моему, это вы как-то реагируете на эти упоминания. для меня это лишь факты.

Ответить

ДА...))
Песня называеся - "Встреча".

Ответить

Приятно знакомые места! А про пьяных "оленеводов" тоже свидетельствую - их есть там, и порой их так болтает по дороге из стороны в сторону, шо страшно обогнать, токмо вычислив синусоиду их движения, выходил на обгон в противофазе. И шо странно - в кюветах их не встречал.

Ответить

Был приятно удивлен, увидев знакомое лицо. :) Следующим летом тоже собираюсь прокатиться. Этим не получилось в связи с переходом на новое место работы. Лёха, спасибо за пост.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.